Лучше один раз увидеть, нежели 100 раз услышать, и тем более – прочитать…

" Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим..."
Василий Великий, (ок. 330 — 379) святитель, архиепископ
Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов.


Современный мир меняется каждый день. Ритм становится все быстрее, а требования – все выше. С развитием средств коммуникации, отходят в историю многие классические методики обучения. Происходит постепенное смещение от вербального компонента к визуальному: зрительные образы имеют такое влияние, что люди становятся все менее способны к восприятию печатного слова, не могут сосредоточить свое внимание на вербальном тексте в течение длительного периода времени. Особенно актуально это становится в медицинском онлайн обучении.

Мы уже писали о разнице в восприятии информации разными поколениями, что является одним из ключевых факторов в оформлении учебных материалов для молодежи. Сегодня мы бы хотели более подробно остановиться на важности качества наглядного обучающего материала для врачей, медицинских представителей, провизоров.

Один из теоретиков визуальных исследований Дж. Митчелл отмечает, что в последние годы произошел настоящий переворот в науке, связанный с интересом к изучению визуальной культуры. Речь идет об исследованиях кино, телевидения, рекламы с позиции современных теорий, объясняющих специфику «визуального общества». Особенно это касается образования и вызывает к жизни
необходимость создания вспомогательной зрительной опоры и визуальной организации информации для изучения учебного материала.

Грамотная визуализация учебного медицинского материала позволяет использовать возможности зрительного восприятия человека. Можно в дизайнерском виде передавать большие объемы информации и создавать онлайн учебные материалы нового поколения, в которых образ и текст соединяются органично, взаимно усиливая друг друга.

Основная идея таких дистанционных медицинских курсов - передать мысль в единстве образа и текста, ведь образная и словесная составляющие мышления по отдельности не так сильны, как в единстве. Образность дизайнерского способа передачи медицинской информации заставляет работать не только левое, но и правое полушарие головного мозга. Ведь известно, что текстовое мышление выполняется левым полушарием и ассоциируется с мужским, рациональным поведением, а визуальное – правым, которое ближе к женскому, иррациональному. Это лежит в основе принципа «когнитивной визуализации», в соответствии с которыми эффективность усвоения материала повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются «когнитивные» графические учебные элементы.

Электронные курсы, создаваемые без понимания этого, будут не эффективны и не принесут должного результата

Эффективным способом обработки и компоновки информации является ее «сжатие», т.е. представление в компактном, удобном для использования виде. Под «сжатием» информации понимается, прежде всего, ее обобщение, укрупнение, систематизация, генерализация и визуализация. Например, известный ученый П.М. Эрдниев утверждает, «что наибольшая прочность освоения программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном».

Именно поэтому, визуализация в медицинском обучении должна опираться на один из важнейших принципов – «принцип наглядности». Интересны в этом контексте эксперименты, проведенные в лаборатории профессором Лурией А.Р. с молодым человеком Ш., «…память которого, казалось, не имеет ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов. Опыты показали, что он с успехом – и без заметного труда может воспроизводить любой длинный ряд слов, данных ему неделю, месяц, год, много лет назад….». По описанию А.Р.Лурии, когда Ш. слышал или прочитывал какое-либо слово, оно тотчас же превращалось у него в наглядный образ соответствующего предмета. Что доказало - создание визуального образа – познавательный процесс, в котором участвует память, мышление, воображение и другие способы восприятия информации.

Вот почему, в подготовке материалов для медицинского онлайн обучения, визуализация, дизайн, красота и простота информации играют первостепенную роль.

Есть еще интересные факторы, которые необходимо учитывать при подготовке материала – например, образность. Активное усвоение любой информации возможно только в том случае, когда свойства объектов обучения, наглядно объясняются при помощи знакомых образов, то есть - предметами и событиями известного нам мира. Поэтому в процессе обучения эти предметы и события должны присутствовать и быть объектами действия. Если они присутствуют в обучающих материалах, то мы можем воспринимать их, думать о них, пользоваться ими. Образы описываются мозгом, как некоторые системы - от детальных образных картин до схем, графиков, диаграмм.

Но самое главное – возможность другого общения преподавателя и обучающегося (самостоятельного исследователя) - совместное творческое взаимодействие формирует неординарные идеи и творческие подходы, что несомненно сказывается на качестве обучения.

Давайте вместе создавать реальный интересный мир виртуального онлайн обучения!

Ваш Академед.

Комментариев еще нет.

Комментарии